Спорт и физкультура в детском саду
Физкультура в детском саду — важная часть образовательного процесса, которая помогает детям развивать физическую форму, координацию движений, выносливость и силу. Занятия спортом проводятся в игровой форме, чтобы дети могли получать удовольствие и учиться новым навыкам.
Содержание статьи
- Почему важен спорт?
- Преимущества физкультуры в детском возрасте
- Список федеральных документов, регламентирующих физическое воспитание дошкольников в ДОУ
- Виды физкультуры в детском саду
- Утренняя гимнастика
- Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса
- Комплекс упражнений для ног
- Комплекс упражнений для всего тела
- Комплекс упражнений на растяжку
- Занятия в спортивном зале
- Прогулка на свежем воздухе
- Игры на развитие координации и моторики
Начнём с простого — почему важен спорт?
- Во время физической активности ускоряется метаболизм, что способствует активному сжиганию жировых клеток.
- Спорт приводит к улучшению состояния иммунной системы и помогает противостоять сезонным простудам и вирусным инфекциям.
- Тренировки на регулярной основе помогают укрепить позвоночник, что способствует здоровой осанке и положительно сказывается на работе внутренних органов.
- Спорт помогает укрепить состояние сердечно-сосудистой системы (если, конечно, у ребёнка нет медицинских противопоказаний на выполнение стандартного комплекса упражнений).
- Эффект от выполнения спортивных упражнений — крепкие кости и улучшенный кислородный обмен в организме.
- Физические упражнения повышают метаболизм клеток и улучшают липидный обмен.
- Грамотная физическая нагрузка помогает успокоиться при стрессовых ситуациях, улучшить сон, а днём — помочь сосредоточиться на важных задачах обучения.
Цели и задачи физкультуры в детском саду:
- развитие физических качеств и укрепление здоровья детей;
- формирование правильной осанки и улучшение координации движений;
- воспитание интереса к занятиям физкультурой и спорту;
- обучение основным двигательным навыкам и упражнениям;
- профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы;
- развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде;
- воспитание уважения к правилам безопасности на занятиях и в повседневной жизни.
Продолжительность упражнений можно варьировать в зависимости от возраста ребёнка:
- 1-2 года — не больше пяти-восьми минут;
- 3-4 года — 10-15 минут;
- 5-6 лет — 15-20 минут.
Главное на разминке — следить за тем, чтобы дети не перетрудились и не уставали. А перед физическими нагрузками важен разогрев. Лучше всего провести его в таком формате:
- ходьба на месте или по залу;
- бег на месте или по залу;
- махи руками.
Преимущества физкультуры в детском возрасте
Физкультура в детском возрасте имеет множество преимуществ, которые могут помочь детям расти и развиваться здоровым образом.
Вот некоторые из них:
- регулярные занятия физкультурой помогают укрепить иммунитет и защитить детей от различных заболеваний;
- физические упражнения способствуют развитию координации движений, что важно для будущей жизни ребенка;
- постоянные тренировки помогают детям улучшить свою физическую форму, благодаря чему развиваются мышцы и повышается выносливость;
исследования показывают, что ребята, которые занимаются спортом, имеют меньший риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и диабета; - занятия физкультурой часто проводятся в группах, что помогает детям развивать навыки работы в команде и общения со сверстниками;
активный образ жизни способствует выработке эндорфинов, что может улучшить настроение и повысить уровень энергии у детей.
Но важно помнить, что именно воспитатель в детском саду играет важную роль в организации физкультуры. Он должен знать, какие упражнения подходят для разных возрастных групп, и уметь правильно их выполнять. Педагог следит за безопасностью детей во время занятий и помогает им выполнять упражнения правильно.
Помимо этого, воспитатель создает благоприятную атмосферу для занятий спортом, поддерживает интерес детей к упражнениям и поощряет их участие в соревнованиях.
Список федеральных документов, регламентирующих физическое воспитание дошкольников в ДОУ
- Конституция Российской Федерации
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» извлечения в части дошкольного образования.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
- Постановление Правительства Российской Федерации № 916 от 29 декабря 2001 г. «Общероссийская система мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666)
- Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655) (введен с 16.03.2010 г)
- Федеральные государственные требования (ФГТ) к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 № 2151) (вступило в силу с 02.12.2011г.)
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Виды физкультуры в детском саду
Физкультура для ДОУ проводится в разных вариантах — в помещении или на свежем воздухе, если позволяет погода. Кратко рассказываем, какие виды упражнений есть.
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика — это комплекс упражнений, который выполняется перед завтраком. Она помогает детям проснуться, зарядиться энергией на весь день и подготовиться к активной деятельности.
Из чего состоит зарядка по утрам?
- разминка;
- базовый комплекс упражнений;
- заключительный этап.
В утренний гимнастический комплекс входит несколько видов упражнений:
- разминка — бег на месте, махи руками и ногами;
- растяжка — наклоны, повороты, растяжки для мышц рук, ног и спины;
- прыжки на месте или через скакалку;
- бег на месте или по кругу;
- дыхательные упражнения — глубокие вдохи и выдохи, чтобы улучшить кровообращение и насытить кислородом организм.
Игры помогают поддерживать интерес детей и разнообразить занятия.
Но надо помнить, что утренняя гимнастика должна быть безопасной и соответствовать возрасту и уровню физической подготовки детей.
- Бег и прыжки — прекрасный вариант аэробных упражнений для малышей. Такие физические нагрузки помогают укрепить мышцы ног и повысить выносливость сердечно-сосудистой системы. Эти упражнения можно проводить и в помещении, и на детской площадке возле садика – они не требуют дополнительного инвентаря. Бегать можно в легком темпе от стены к стене в помещении, или участвовать в эстафете с бегом на 60 метров.
- Ходьба на руках и четвереньках хорошо укрепляет мышцы рук, спины и корпуса. Ползание на четвереньках — простое и безопасное упражнение для всех возрастов, которое задействует большинство мышц. Еще более полезным является ходьба на руках, которая развивает сложную координацию и включает в работу слабо развитые мышцы рук, спины и корпуса.
- Бросание мяча развивает мышцы рук и груди. Оно улучшает межмышечную координацию, реакцию и пространственную ориентацию. Дети могут бросать мяч друг другу, катать его по полу, бросать из-за спины и выполнять приседания с броском мяча. Ещё можно метать мячи разных размеров в корзину или цель и соревноваться в дальности и точности бросков. Для старшей и подготовительной групп можно использовать утяжеленные мячи весом от 0,5 до 2 кг.
- Танцевальные и музыкальные занятия тоже могут быть отличными аэробными упражнениями для малышей. Они не только веселые и увлекательные, но и помогают улучшить координацию, равновесие и чувство ритма. Эти занятия можно включить в расписание или использовать спонтанно во время игр или прогулок.
Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса
- «Тянемся к солнышку». Исходное положение: Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки расположены вдоль туловища. Вдыхаем, поднимаем руки вверх и становимся на цыпочки. Выдыхаем и опускаем руки вниз, возвращаясь на полную ступню.
- «Поздороваемся с пальчиками ног». Исходное положение: Стоя, ноги на ширине плеча, руки разведены в стороны. Ребенок выдыхает и наклоняется к пальцам ног, стараясь достать руками, как можно ниже.
- «Мельница». Исходное положение: Ноги на ширине плеч, ребенок делает наклон вперед, руки разводит в стороны. Одна рука тянется вниз, в то время как другая поднимается, на выдохе и выдохе.
- «Аплодисменты». Ребенок прогуливается по залу, выполняет хлопки в ладоши — большей ширины, чем обычно, чтобы укрепить плечевой пояс. Он поочередно хлопает перед собой, над головой и за спиной.
Комплекс упражнений для ног
- «Стул-невидимка» — начинаем с положения стоя, ноги расставлены на ширину плеч, руки находятся перед телом. Затем медленно выполняем приседание. Уровень приседания зависит от возраста ребенка.
- «Топотушки» — стоя, ноги на ширине плеч, ребенок делает ходьбу на носках, затем на пятках, после этого на спине и на внутренней стороне стоп.
- «Шагающая цапля» — стоя с ногами на ширине плеч и руками на поясе, ребенок совершает ходьбу, высоко поднимая колени. Можно сопровождать упражнение забавными звуками, имитирующими крик цапли или других птиц.
- «Лабиринт» — здесь несколько объектов последовательно появляются в паре с «воротами». Ребенок должен перемещаться между объектами, стараясь не задевать их и не пропускать «ворота».
Комплекс упражнений для всего тела
- «Старт пловца» — встаём, расставив ноги на ширине плеч, а руки смыкаем за спиной. Делаем вдох — наклон вперёд, поднимаем руки. Делаем выдох — возвращаемся в исходное положение. Маленьким детям можно сказать, что упражнение называется «Грач» или «Пингвинчик», потому что во время наклона мы высматриваем червячков и мелких насекомых или разглядываем следы животных на снегу.
- «Спиралька» — встаём, расставив ноги на ширине плеч, а руки держим на талии. По очереди поворачиваем своё тело влево-вправо, при этом стараемся не отрывать ступни от пола. Усложнение: попросите детей поднять руку, которая будет склоняться вправо-влево вместе с туловищем.
- «Тюлень» — ложимся на спину, руки вытягиваем перед собой. Делаем вдох — поворачиваемся на живот. Делаем выдох — возвращаемся в исходное положение. По очереди выполняем этот мини-комплекс сначала через левое, потом через правое плечо.
- «Зайка» — встаём, смыкаем пятки, носки держим врозь. Руки кладем на плечи крест-накрест. Выполняем прыжки на месте. Усложнение: попросите детей прыгать вокруг предметов.
Комплекс упражнений на растяжку
- «Кошечка» — упражнение для развития гибкости спины и плечевого пояса. Встаем на четвереньки, голову опускаем вниз. Вдох — поднимаем голову, выгибаем спину, как кошка. Выдох — возвращаемся в исходное положение.
- «Прятки» — упражнение на растяжку мышц ног и ягодиц. Садимся на пол, ягодицами касаемся пяток. Руки вытягиваем вперед. Медленно наклоняемся вперед, пытаясь коснуться животом коленей. Руками тянемся вперед.
- «Гибкий кустик» — упражнение, которое растягивает мышцы спины, рук и плеч. Встаем прямо, ноги сводим вместе. Руки поднимаем над головой и соединяем ладони. Прогибаемся в грудном отделе, откидывая корпус назад. Следите за тем, чтобы прогиб в поясничном отделе был не слишком сильным.
- «Березка на ветру» — упражнение на развитие гибкости боковых мышц туловища. Встаем прямо, руки поднимаем вверх над головой и скрепляем пальцы в замок. Медленно тянемся вверх, затем делаем наклон — сначала в одну сторону, потом в другую. Руки при этом остаются вверху, помогая удерживать равновесие.
Занятия в спортивном зале
Занятия в спортзале проводятся в детских садах для развития физических способностей детей. Они могут включать в себя следующие виды упражнений:
- бег на короткие дистанции — развивает скорость и выносливость;
- прыжки на скакалке — развивают координацию движений и прыгучесть;
- приседания — укрепляют ноги и ягодицы;
- игры с мячом — развивают ловкость и координацию движений;
- бадминтон — развивает скорость, координацию движений и выносливость.
Занятия в спортзале должны проводиться под присмотром тренера или воспитателя, чтобы обеспечить безопасность детей. Упражнения подбираются по выносливости ребят.
Прогулка на свежем воздухе
Прогулки на свежем воздухе — важная часть жизни детей в детском саду. Это помогает детям получить необходимую физическую активность, укрепить здоровье и развить социальные навыки.
В этот момент дети могут играть в различные игры, бегать или прыгать. Иногда воспитатели организуют мероприятия по сбору цветов, листьев или ягод. Еще все вместе исследуют природу и общаются друг с другом.
Прогулки проводятся регулярно и являются безопасными для детей. Воспитатели следят за тем, чтобы ребята, особенно младшие, не уходили далеко от территории детского сада и не подвергались опасности. Необходимо следить за тем, чтобы все были одеты по погоде — не перегревались или не замерзали.
Игры на развитие координации и моторики
В детском саду можно проводить разные интересные игры, которые способствуют развитию координации и моторики у детей.
Приведём несколько примеров таких игр.
- «Хожу по линии» — воспитатель рисует на полу или использует цветные ленты, чтобы создать маршрут в виде линии. Дети ходят по ней, сохраняя равновесие и контролируя свои движения.
- «Прыжки через препятствия» — размещаются разные препятствия, например, небольшие подушки или палки, на полу. Ребята должны прыгать через препятствия, развивая свою силу ног и координацию.
- «Балансирование на бревне». Ставится низкое бревно на землю. Дети балансируют на нем, улучшая своё равновесие.
- «Забег на одной ноге». Отмечается старт и финиш флагами. Малыши бегают на одной ноге от начала до конца. В этой игре тоже развивается и сила ног, и координация.
Главное, подбирать игры с учетом возраста и уровня развития детей. Игры должны быть интересными, разнообразными и безопасными, чтобы дети могли наслаждаться процессом и развивать свои навыки.
Группа | Задачи |
Первая младшая группа (1,5–3 года) |
|
Вторая младшая группа (3–4 года) |
|
Средняя группа (4–5 лет) |
|
Старшая группа (5–6 лет) |
|
Подготовительная группа (6–7 лет) |
|