Спорт и физкультура в детском саду

Физкультура в детском саду — важная часть образовательного процесса, которая помогает детям развивать физическую форму, координацию движений, выносливость и силу. Занятия спортом проводятся в игровой форме, чтобы дети могли получать удовольствие и учиться новым навыкам.

Содержание статьи

  1. Почему важен спорт?
  2. Преимущества физкультуры в детском возрасте
  3. Список федеральных документов, регламентирующих физическое воспитание дошкольников в ДОУ
  4. Виды физкультуры в детском саду
  5. Утренняя гимнастика
  6. Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса
  7. Комплекс упражнений для ног
  8. Комплекс упражнений для всего тела
  9. Комплекс упражнений на растяжку
  10. Занятия в спортивном зале
  11. Прогулка на свежем воздухе
  12. Игры на развитие координации и моторики

Начнём с простого — почему важен спорт?

  • Во время физической активности ускоряется метаболизм, что способствует активному сжиганию жировых клеток.
  • Спорт приводит к улучшению состояния иммунной системы и помогает противостоять сезонным простудам и вирусным инфекциям.
  • Тренировки на регулярной основе помогают укрепить позвоночник, что способствует здоровой осанке и положительно сказывается на работе внутренних органов.
  • Спорт помогает укрепить состояние сердечно-сосудистой системы (если, конечно, у ребёнка нет медицинских противопоказаний на выполнение стандартного комплекса упражнений).
  • Эффект от выполнения спортивных упражнений — крепкие кости и улучшенный кислородный обмен в организме.
  • Физические упражнения повышают метаболизм клеток и улучшают липидный обмен.
  • Грамотная физическая нагрузка помогает успокоиться при стрессовых ситуациях, улучшить сон, а днём — помочь сосредоточиться на важных задачах обучения.

Цели и задачи физкультуры в детском саду:

  • развитие физических качеств и укрепление здоровья детей;
  • формирование правильной осанки и улучшение координации движений;
  • воспитание интереса к занятиям физкультурой и спорту;
  • обучение основным двигательным навыкам и упражнениям;
  • профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы;
  • развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде;
  • воспитание уважения к правилам безопасности на занятиях и в повседневной жизни.

Продолжительность упражнений можно варьировать в зависимости от возраста ребёнка:

  • 1-2 года — не больше пяти-восьми минут;
  • 3-4 года — 10-15 минут;
  • 5-6 лет — 15-20 минут.

Главное на разминке — следить за тем, чтобы дети не перетрудились и не уставали. А перед физическими нагрузками важен разогрев. Лучше всего провести его в таком формате:

  • ходьба на месте или по залу;
  • бег на месте или по залу;
  • махи руками.

Преимущества физкультуры в детском возрасте

Физкультура в детском возрасте имеет множество преимуществ, которые могут помочь детям расти и развиваться здоровым образом.

Вот некоторые из них:

  • регулярные занятия физкультурой помогают укрепить иммунитет и защитить детей от различных заболеваний;
  • физические упражнения способствуют развитию координации движений, что важно для будущей жизни ребенка;
  • постоянные тренировки помогают детям улучшить свою физическую форму, благодаря чему развиваются мышцы и повышается выносливость;
    исследования показывают, что ребята, которые занимаются спортом, имеют меньший риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и диабета;
  • занятия физкультурой часто проводятся в группах, что помогает детям развивать навыки работы в команде и общения со сверстниками;
    активный образ жизни способствует выработке эндорфинов, что может улучшить настроение и повысить уровень энергии у детей.

Но важно помнить, что именно воспитатель в детском саду играет важную роль в организации физкультуры. Он должен знать, какие упражнения подходят для разных возрастных групп, и уметь правильно их выполнять. Педагог следит за безопасностью детей во время занятий и помогает им выполнять упражнения правильно.

Помимо этого, воспитатель создает благоприятную атмосферу для занятий спортом, поддерживает интерес детей к упражнениям и поощряет их участие в соревнованиях.

Список федеральных документов, регламентирующих физическое воспитание дошкольников в ДОУ

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» извлечения в части дошкольного образования.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
  5. Постановление Правительства Российской Федерации № 916 от 29 декабря 2001 г. «Общероссийская система мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»
  6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666)
  7. Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655) (введен с 16.03.2010 г)
  8. Федеральные государственные требования (ФГТ) к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 № 2151) (вступило в силу с 02.12.2011г.)
  9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302);
  10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Виды физкультуры в детском саду

Физкультура для ДОУ проводится в разных вариантах — в помещении или на свежем воздухе, если позволяет погода. Кратко рассказываем, какие виды упражнений есть.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика — это комплекс упражнений, который выполняется перед завтраком. Она помогает детям проснуться, зарядиться энергией на весь день и подготовиться к активной деятельности.

Из чего состоит зарядка по утрам?

  • разминка;
  • базовый комплекс упражнений;
  • заключительный этап.

В утренний гимнастический комплекс входит несколько видов упражнений:

  • разминка — бег на месте, махи руками и ногами;
  • растяжка — наклоны, повороты, растяжки для мышц рук, ног и спины;
  • прыжки на месте или через скакалку;
  • бег на месте или по кругу;
  • дыхательные упражнения — глубокие вдохи и выдохи, чтобы улучшить кровообращение и насытить кислородом организм.

Игры помогают поддерживать интерес детей и разнообразить занятия.

Но надо помнить, что утренняя гимнастика должна быть безопасной и соответствовать возрасту и уровню физической подготовки детей.

  • Бег и прыжки — прекрасный вариант аэробных упражнений для малышей. Такие физические нагрузки помогают укрепить мышцы ног и повысить выносливость сердечно-сосудистой системы. Эти упражнения можно проводить и в помещении, и на детской площадке возле садика – они не требуют дополнительного инвентаря. Бегать можно в легком темпе от стены к стене в помещении, или участвовать в эстафете с бегом на 60 метров.
  • Ходьба на руках и четвереньках хорошо укрепляет мышцы рук, спины и корпуса. Ползание на четвереньках — простое и безопасное упражнение для всех возрастов, которое задействует большинство мышц. Еще более полезным является ходьба на руках, которая развивает сложную координацию и включает в работу слабо развитые мышцы рук, спины и корпуса.
  • Бросание мяча развивает мышцы рук и груди. Оно улучшает межмышечную координацию, реакцию и пространственную ориентацию. Дети могут бросать мяч друг другу, катать его по полу, бросать из-за спины и выполнять приседания с броском мяча. Ещё можно метать мячи разных размеров в корзину или цель и соревноваться в дальности и точности бросков. Для старшей и подготовительной групп можно использовать утяжеленные мячи весом от 0,5 до 2 кг.
  • Танцевальные и музыкальные занятия тоже могут быть отличными аэробными упражнениями для малышей. Они не только веселые и увлекательные, но и помогают улучшить координацию, равновесие и чувство ритма. Эти занятия можно включить в расписание или использовать спонтанно во время игр или прогулок.

Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса

  • «Тянемся к солнышку». Исходное положение: Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки расположены вдоль туловища. Вдыхаем, поднимаем руки вверх и становимся на цыпочки. Выдыхаем и опускаем руки вниз, возвращаясь на полную ступню.
  • «Поздороваемся с пальчиками ног». Исходное положение: Стоя, ноги на ширине плеча, руки разведены в стороны. Ребенок выдыхает и наклоняется к пальцам ног, стараясь достать руками, как можно ниже.
  • «Мельница». Исходное положение: Ноги на ширине плеч, ребенок делает наклон вперед, руки разводит в стороны. Одна рука тянется вниз, в то время как другая поднимается, на выдохе и выдохе.
  • «Аплодисменты». Ребенок прогуливается по залу, выполняет хлопки в ладоши — большей ширины, чем обычно, чтобы укрепить плечевой пояс. Он поочередно хлопает перед собой, над головой и за спиной.

Комплекс упражнений для ног

  • «Стул-невидимка» — начинаем с положения стоя, ноги расставлены на ширину плеч, руки находятся перед телом. Затем медленно выполняем приседание. Уровень приседания зависит от возраста ребенка.
  • «Топотушки» — стоя, ноги на ширине плеч, ребенок делает ходьбу на носках, затем на пятках, после этого на спине и на внутренней стороне стоп.
  • «Шагающая цапля» — стоя с ногами на ширине плеч и руками на поясе, ребенок совершает ходьбу, высоко поднимая колени. Можно сопровождать упражнение забавными звуками, имитирующими крик цапли или других птиц.
  • «Лабиринт» — здесь несколько объектов последовательно появляются в паре с «воротами». Ребенок должен перемещаться между объектами, стараясь не задевать их и не пропускать «ворота».

Комплекс упражнений для всего тела

  • «Старт пловца» — встаём, расставив ноги на ширине плеч, а руки смыкаем за спиной. Делаем вдох — наклон вперёд, поднимаем руки. Делаем выдох — возвращаемся в исходное положение. Маленьким детям можно сказать, что упражнение называется «Грач» или «Пингвинчик», потому что во время наклона мы высматриваем червячков и мелких насекомых или разглядываем следы животных на снегу.
  • «Спиралька» — встаём, расставив ноги на ширине плеч, а руки держим на талии. По очереди поворачиваем своё тело влево-вправо, при этом стараемся не отрывать ступни от пола. Усложнение: попросите детей поднять руку, которая будет склоняться вправо-влево вместе с туловищем.
  • «Тюлень» — ложимся на спину, руки вытягиваем перед собой. Делаем вдох — поворачиваемся на живот. Делаем выдох — возвращаемся в исходное положение. По очереди выполняем этот мини-комплекс сначала через левое, потом через правое плечо.
  • «Зайка» — встаём, смыкаем пятки, носки держим врозь. Руки кладем на плечи крест-накрест. Выполняем прыжки на месте. Усложнение: попросите детей прыгать вокруг предметов.

Комплекс упражнений на растяжку

  • «Кошечка» — упражнение для развития гибкости спины и плечевого пояса. Встаем на четвереньки, голову опускаем вниз. Вдох — поднимаем голову, выгибаем спину, как кошка. Выдох — возвращаемся в исходное положение.
  • «Прятки» — упражнение на растяжку мышц ног и ягодиц. Садимся на пол, ягодицами касаемся пяток. Руки вытягиваем вперед. Медленно наклоняемся вперед, пытаясь коснуться животом коленей. Руками тянемся вперед.
  • «Гибкий кустик» — упражнение, которое растягивает мышцы спины, рук и плеч. Встаем прямо, ноги сводим вместе. Руки поднимаем над головой и соединяем ладони. Прогибаемся в грудном отделе, откидывая корпус назад. Следите за тем, чтобы прогиб в поясничном отделе был не слишком сильным.
  • «Березка на ветру» — упражнение на развитие гибкости боковых мышц туловища. Встаем прямо, руки поднимаем вверх над головой и скрепляем пальцы в замок. Медленно тянемся вверх, затем делаем наклон — сначала в одну сторону, потом в другую. Руки при этом остаются вверху, помогая удерживать равновесие.

Занятия в спортивном зале

Занятия в спортзале проводятся в детских садах для развития физических способностей детей. Они могут включать в себя следующие виды упражнений:

  • бег на короткие дистанции — развивает скорость и выносливость;
  • прыжки на скакалке — развивают координацию движений и прыгучесть;
  • приседания — укрепляют ноги и ягодицы;
  • игры с мячом — развивают ловкость и координацию движений;
  • бадминтон — развивает скорость, координацию движений и выносливость.

Занятия в спортзале должны проводиться под присмотром тренера или воспитателя, чтобы обеспечить безопасность детей. Упражнения подбираются по выносливости ребят.

Прогулка на свежем воздухе

Прогулки на свежем воздухе — важная часть жизни детей в детском саду. Это помогает детям получить необходимую физическую активность, укрепить здоровье и развить социальные навыки.

В этот момент дети могут играть в различные игры, бегать или прыгать. Иногда воспитатели организуют мероприятия по сбору цветов, листьев или ягод. Еще все вместе исследуют природу и общаются друг с другом.

Прогулки проводятся регулярно и являются безопасными для детей. Воспитатели следят за тем, чтобы ребята, особенно младшие, не уходили далеко от территории детского сада и не подвергались опасности. Необходимо следить за тем, чтобы все были одеты по погоде — не перегревались или не замерзали.

Игры на развитие координации и моторики

В детском саду можно проводить разные интересные игры, которые способствуют развитию координации и моторики у детей.

Приведём несколько примеров таких игр.

  1. «Хожу по линии» — воспитатель рисует на полу или использует цветные ленты, чтобы создать маршрут в виде линии. Дети ходят по ней, сохраняя равновесие и контролируя свои движения.
  2. «Прыжки через препятствия» — размещаются разные препятствия, например, небольшие подушки или палки, на полу. Ребята должны прыгать через препятствия, развивая свою силу ног и координацию.
  3. «Балансирование на бревне». Ставится низкое бревно на землю. Дети балансируют на нем, улучшая своё равновесие.
  4. «Забег на одной ноге». Отмечается старт и финиш флагами. Малыши бегают на одной ноге от начала до конца. В этой игре тоже развивается и сила ног, и координация.

Главное, подбирать игры с учетом возраста и уровня развития детей. Игры должны быть интересными, разнообразными и безопасными, чтобы дети могли наслаждаться процессом и развивать свои навыки.

Группа Задачи
Первая младшая группа (1,5–3 года)
  • Учиться выполнять прыжки на месте, двигаясь при это вперёд (обе ноги являются толчковыми)
  • Тренировать непрерывный бег на протяжении 30-40 секунд
  • Отрабатывать навык залезания на 2-3 рейки гимнастической стенки
  • Осваивать различные манипуляции с мячом: бросать, ловить, переносить, и катать
  • Учиться перешагивать через препятствия высотой около 10 сантиметров
  • Практиковаться в метании двумя руками на расстояние до одного метра
  • Приобщаться к выполнению имитирующих упражнений: скакать как лошадка, стоять на одной ноге как цапля, и другие
Вторая младшая группа (3–4 года)
  • Учиться бегать, поднимая ноги и глядя прямо перед собой, а также перекрестно ориентируя руки и ноги
  • Практиковаться в построении в ряд, колонну и круг
  • Осваивать умение начинать и заканчивать упражнение в определенной позе — исходной
  • Тренироваться в подаче и приеме мяча двумя руками
  • Оттачивать навык перехватывания реек при движении вперед по шведской стенке
  • Уметь выполнять условия подвижных игр
  • Развивать творческий подход к участию в играх через сотрудничество, а также поддерживать инициативу в выборе игр и персонажей
Средняя группа (4–5 лет)
  • Тренировать бег и ходьбу по определенной технике (например, приставной шаг)
  • Учиться лазать по гимнастической стене, опираясь на руки, пальцы ног, колени
  • Совершенствовать навыки работы с мячом (включая отбивание о пол без потери мяча до 5 раз)
  • Учиться сохранять равновесие в динамике и статике
  • Отработать умение кататься на двухколесном велосипеде, делая повороты в разные стороны
  • Воспитывать культуру движений, делая их плавными и выразительными
Старшая группа (5–6 лет)
  • Пополнять комплексы упражнений комбинациями движений (например, бег спиной вперед, приставные шаги и т. д.)
  • Совершенствовать пластичность движений (в подвижных и хороводных играх)
  • Формировать правильный образ «культуры спортивного поведения» (например, контролировать эмоции при победе или поражении)
  • Оттачивать культурно-гигиенические навыки (самостоятельно одеваться и раздеваться, мыть руки и лицо после тренировки)
  • Продолжать стимулировать интерес к спорту (через просмотр и обсуждение выступлений известных спортсменов)
  • Воспитывать стремление к здоровому образу жизни (через получение знаний о здоровой и вредной пище)
  • Привлекать к подготовке и проведению спортивных мероприятий (малыши могут предложить игры для праздника, а педагог составит общий сценарий)
Подготовительная группа (6–7 лет)
  • Тренировать равновесие, переходя от более активных движений к менее активным (например, от бега к ходьбе, от ходьбы к приседаниям и т.д.)
  • Учиться подтягиваться с опорой
  • Приучать соблюдать правила спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол и т.п.)
  • Развивать навык прогнозирования физической активности, то есть распределения усилий для выполнения упражнения
  • Поощрять стремление организовывать игры со сверстниками

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie