Помощь в трудной ситуации

Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)

Категории социально незащищённых детей
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей
  • Дети, проживающие в малоимущих семьях
  • Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
  • Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
  • Дети-жертвы насилия
  • Факторы риска и защиты: личность, семья, общество

Факторы социального риска

  • Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
  • Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
  • Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
  • Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
  • Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
  • Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная).

Ребенок в трудной жизненной ситуации

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия

Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия

На что стоит обратить внимание
  • Утомленный, сонный вид
  • Санитарно-гигиеническая запущенность
  • Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
  • Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
  • Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
  • Боязнь идти домой
  • Жестокое обращении с животными
  • Стремление скрыть причину травм

Семья считается неблагополучной, если родители:

  • не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
  • не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
  • отрицательно влияют на их поведение
  • жестоко обращаются с детьми
  • страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
  • создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
  • Признаки физического насилия в семье проявляются:

  • в боязливости ребенка;
  • в выраженном страхе взрослых, в проявлении тревоги в форме тиков, сосании пальца, раскачивания;
  • в боязни идти домой;
  • в жестоком обращении с животными;
  • в стремлении скрыть причину травм.

Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия

ПРИМЕРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ И ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

1. Разработка Положения о постановке на внутрисадовский учет и снятии с учета

2. Выявление неблагополучных семей

3. Изучение причин неблагополучия семьи

4. Ведение картотеки неблагополучных семей

5. Консультации для педагогов

6. Консультации для родителей

7. Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей»

8. Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей

9. Заседание малого педсовета с приглашением родителей из неблагополучных семей

10. Рейды в неблагополучные семьи

11. Сотрудничество с муниципалитетом (органы опеки и попечительства), КДН, ОВД и др.

12. Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей

13. Совместная деятельность с родительской общественностью и родительским комитетом по выявлению неблагополучных семей и оказанию им посильной помощи

14. Совместная деятельность с администрацией СОШ по передаче необходимой информации о неблагополучных семьях выпускников ДОУ в целях непрерывного социально-педагогического сопровождения

15. Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, логотренинги, игровые тренинги, встречи в семейном клубе «Разноцветная игра» и т.д.),

16. Анализ работы с неблагополучными семьями.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ГРУППЫ РИСКА В ДОУ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. ОБЩИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ

1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.

2. Жилищные и материальные условия.

3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.

4. Культурный уровень родителей:

• наличие библиотеки в семье;

• какие книги читают;

• следят ли за периодической печатью;

• посещают ли кино;

• посещают ли театры и концерты;

• посещают ли выставки.

5. Общая семейная атмосфера:

• доброжелательная,

• неустойчивая,

• равнодушная,

• гнетущая, недоброжелательная.

6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?

7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый

план? (Послушание, творческую активность, самостоятельность).

8. Что является предметом основной заботы родителей:

• здоровье детей;

• развитие умственных способностей;

• художественных способностей;

• нравственных качеств.

9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:

• сверхопекающее;

• ровное, заботливое;

• равнодушное;

• подавляющее.

10. Система воспитательных воздействий:

• согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;

• непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;

• отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.

11. Организация совместных форм деятельности в семье:

• вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;

• эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;

• ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.

12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:

• наличие определенных знаний и готовность их восполнять;

• ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;

• низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.

13. Осуществление контроля за поведением и деятельностью ребенка:
• систематическое;

• нерегулярное;

• полное отсутствие контроля.

14. Отношение к детскому саду:

• положительное;

• равнодушное;

• негативное.

15. Взаимодействие семьи с детским садом:

• систематическое;

• эпизодическое;

• отсутствие взаимодействия.

Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатны по всей России

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie