Безопасность детей
Направления работы
- С детьми. Формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях
- С сотрудниками. Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечение контроля за исполнением данных инструкций
- С родителями. Консультации, родительские собрания, проектная деятельность в соответствии с программой по ОБЖ
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха
Коллектив ДОУ обеспечивает безопасность детей с учётом современных требований и строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
- охрана жизни и здоровья детей
- противопожарная и техногенная безопасность
- предупреждение дорожно-транспортного травматизма
- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов
-
Взаимодействие с родителями
Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителями: объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы, консультации
наглядно- информационное направление: открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток,
досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.
Основные направления работы
по формированию основ безопасности жизнедеятельности
Работа с педагогическим коллективом
Работа с родителями
Работа с воспитанниками
Цель
повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников
объяснение актуальности, важности проблемы безопасности детей, повышение образовательного уровня родителей по данной проблеме
формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Задачи
- создание системы мониторинга по формированию основ безопасности жизнедеятельности для всех участников педагогического процесса
( воспитатели, родители, воспитанники);
- создание предметно - развивающей среды по теме во всех возрастных группах
– выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей;
- обозначение круга правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье;
- знакомство родителей с работой ДОУ по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности;
- повышение уровня знаний родителей по основам безопасности жизнедеятельности;
- воспитание у родителей ответственности за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
- создание особой формы общения между родителями и воспитателями:
« Доверительно деловой контакт»
- усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения в быту, социуме, природе;
- формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
- развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
- формирование у детей сознательного и ответственного отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
-расширение и систематизация знаний детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
-закрепление у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
- развитие основ экологической культуры ребенка и становление у него бережного отношения к природе;
- способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка – дошкольника
- расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит от них самих, от соблюдения определенных правил
( дорожного движения, от гигиенических правил и др.), от умения предвидеть и избежать возможную опасность.
Формы,
методы и
средства
работы
1.Оформление перспективного плана работы для всех возрастных групп с определением цели и задач для каждого возраста.
2. Подборка и систематизация печатных и дидактических материалов и пособий для дошкольников.
3.Проведение диагностики знаний педагогов по теме. 4.Подборка методической литературы для педагогов, рекомендаций по созданию предметно - развивающей среды по теме.
5.Проведение консультаций, бесед, педсоветов, диспутов, деловых игр, семинаров - практикумов, где педагоги получают рекомендации, материал для работы с родителями, детьми. 6.Обсуждение планирования работы по формированию у детей безопасного поведения, изучение передового опыта организации работы с детьми по привитию им навыков безопасной жизнедеятельности.
7. Использование разнообразных форм пропаганды безопасности с воспитанниками, родительской общественностью, средствами массовой информации.
8. Выступления с демонстрацией образовательной деятельности на районных методических объединениях, семинарах, участие в конкурсах.
9. Изучение нормативно - правовых документов.
10. Анализ и прогнозирование результатов работы
1.Разработка плана сотрудничества с семьей по данной проблеме. 2.Анкетирование, опросы:
« Мой взгляд на безопасность », « Причины дорожно - транспортных происшествий » и др.
3.Организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней; 4.Ознакомление родителей с работой детского сада по формированию безопасного поведения в быту, социуме, природе (открытые просмотры образовательной деятельности, акции, тематические видеофильмы);
5.Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, инспектора дорожной полиции, пожарного и т. д.) 6.Проведение собраний, консультаций, семинаров, открытых просмотров, вечеров развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых. 7.Вовлечение родителей в различные акции, конкурсы, соревнования.
8.Участие в проектной деятельности. (Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты способствует вовлечению родителей в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения, достижению цели).
1. Использование современных информационно-коммуникативных технологий;
2. Разработка проектов, таких как: «Дорожная грамота», «Мое здоровье», «Безопасность и природа», «Общение с незнакомыми людьми» и т.д.
3.НОД с интеграцией по образовательным областям (проводится в форме игры и живой беседы с использованием видеофильмов и аудио записей).
4. Беседы индивидуальные, подгрупповые (Например, «Осторожно Дорога», «Встречи на улице», «Внимание – Огонь не игрушка», «Игры во дворе», «Откуда может прийти беда», т. д.).
5. Целевые прогулки, экскурсии, походы.
6. Встречи с интересными людьми.
7. Игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые.
8. Праздники, досуги, развлечения, КВН, викторины, акции, конкурсы.
9. Просмотр презентаций, фильмов; прослушивание аудио записей.
10.Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами.
11.Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи).
12.Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации.
13.Применение видеоматериалов;
14.Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.
Основные задачи
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства
- Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства
- Аттестация образовательного учреждения по созданию медико-социальных, организационно-технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса
- Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима
- Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций
- Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения
- Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения
-
Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
• Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
• Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
• Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
• Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения.
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение образовательных задач :
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач :
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей
- п. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка
- Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
- ст. 1064 Гражданского кодекса
- ст. 1065 Гражданского кодекса
- ст. 63 Семейного кодекса
- ст. 65 Семейного кодекса
- Закон об образовании
- ст. 6, 19 Конвенции по правам ребёнка
- Приказ Минобразования от 15.01.2002 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 07.08.2000 № 2414 «О принятии мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений» и Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 26.04.2002 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»
- Письмо Минобразования от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
- Письмо Минобразования от 27.11.2015 № 08-2228 «Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях»
- Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Устав ДОУ и родительский договор
Материалы для работы с детьми
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребёнок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ — М., 1998 Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ
- Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры — СПб.: Детство-пресс, 2010
- Детская худоественная литература о безопасности жизнедеятельности:
- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
- В. Житков «Пожар», «В дыму»;
- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;
- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;
- К. Зайцева «Уроки Айболита»;
- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.
- Ю. Соколова «Правила безопасности»;
- И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;
- Е. Пермяков «Торопливый ножик»;
- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом!», «Огуречик»;
- А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;
- И. А. Яворская «Дети и дорога»;
- И. Лешкевич «Светофор»;
- Н. Носов «Автомобиль»;
- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;
- А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
- Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;
- А. Дмоховский «Чудесный островок»;
- В. Семернин «Запрещается – разрешается»;
- А. Северный «Три чудесных цвета».
-
Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
-
• Уголок безопасности, который содержит материалы по ОБЖ (наглядно-дидактические пособия, дидактические игры, детские журналы, плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников»; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», иллюстративный материал, настольные и настольно-печатные игры, : мнемотаблицы)
• Центр ролевой игры (атрибуты к сюжетно-ролевой игре «МЧС», «Поликлиника», «Ветлечебница», театр кукол «Мы в профессии играем», телефоны, игрушки - спецмашины)
• Площадка с дорожной разметкой на территории МБДОУ, набор дорожных знаков
• Центр познавательно-исследовательской деятельности
• Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций:
Обеспечение безопасности детей
- Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками
- Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения
- Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет
- Необходимо требовать от родителей личной передачи ребёнка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребёнка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтёру, сторожу и пр.
Для обеспечения безопасности детей в саду имеются:
- металлические двери
- тревожная кнопка
- система пожарной сигнализации
- план эвакуации детей
- видеонаблюдение
В детском саду делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:
- семинары
- вопросы рассматриваются на педагогических советах
- создана соответствующая развивающая среда
- разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности
- ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности
- ежеквартально проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала детского сада на случай возникновения пожара
-
Сохранение жизни и здоровья детей – главная обязанность взрослых!!!!
Подавайте детям собственный пример правильного поведения в быту, на улицах и дорогах города.
С началом зимних каникул, наших детей подстерегает повышенная опасность на дорогах, у водоёмов, в лесу, на игровых площадках, во дворах.
Этому способствует погода, поездки и любопытство детей, наличие свободного времени, а главное отсутствие должного контроля со стороны взрослых.
Чтобы дети были отдохнувшими, здоровыми и невредимыми надо помнить ряд правил и условий при организации их отдыха с родителями, родственниками, друзьями:
- формируйте у детей навыки обеспечения личной безопасности;
- проведите с детьми с детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь;
- решите проблему свободного времени детей;
- постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребёнок, контролируйте место пребывания детей;
- не разрешайте разговаривать с незнакомыми людьми. Объясните ребёнку, что он имеет полное право сказать «нет» всегда и кому угодно, если этот «кто-то» пытается причинить ему вред;
- чтобы не стать жертвой или виновником дорожно-транспортного происшествия, обучите детей правилам дорожного движения, научите их быть предельно внимательными на дороге и в общественном транспорте;
- проявляйте осторожность и соблюдайте все требования безопасности, находясь с детьми на игровой или спортивной площадке;
-
В ДОУ организована работа по обеспечению безопасности участников воспитательно — образовательного процесса:
- разработан план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;
- разработана инструкция о порядке взаимодействия со службами жизнеобеспечения города при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- разработано методическое пособие для руководителей, педагогов и обслуживающего персонала ДОУ «Безопасность в дошкольных учреждениях;
- для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в ДОУ ежемесячно проводятся тренировочные занятия по эвакуации с детьми и персоналом ДОУ на случай угрозы террористического акта.
- систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, работоспособности охранной сигнализации, обнаружения посторонних предметов.